Работа с одаренными детьми
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС.
Цель и задачи работы с одаренными детьми:
Выявление, развитие и поддержку одаренных детей в интересах личности, школы и государства в целом.
1. Создание условий для диагностики одаренности учащихся.
2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в систему научно-методической инновационной работы учителей.
4. Создание и организация работы научного общества учащихся.
5. Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору в рамках обязательной учебной нагрузки.
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Проблемы организации работы с одаренными детьми:
1. Проблема выявления одаренных детей.
Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не менее 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней мере от 1 до 25% учащихся в нашей школе являются одаренными, то где же они? Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренного ребенка. Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь? Оказывается, выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. По данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.
2. Проблема обучения и развития одаренных детей.
Учащийся 3-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает. Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше учебного материала и потруднее), который используют в учебном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.
3. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Поэтому для специалистов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно важно пройти психотренинговые формы подготовки, которые специально ориентированы на развитие таких «субъектно-субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных детей. У одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска. Психологически с ними работать может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.
Формы работы:
- олимпиады по предметам;
- научно-практические конференции;
- выступления и доклады;
- активная внеклассная работа;
- предметные недели;
- вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
- ролевые игры;
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- научные кружки, общества;
- дискуссии;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- проекты по различной тематике.
Ожидаемые результаты:
1. Разработка и внедрение эффективной системы методов выявления детской одаренности.
2. Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных, технических и т.д.).
3. Создание условий для социально-педагогической поддержки одаренных детей.
4. Формирование системы педагогической и психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школы, работающих с одаренными детьми.
5. Подготовка и апробация нового поколения программно-методических комплектов, пособий для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.
6. Создание необходимой материально-технической базы школы для работы с одаренными детьми.
Полезные сайты для работы с одарёнными детьми
1. Всероссийские Интернет-Олимпиады
2. Сайт всероссийских дистанционных олимпиад и конкурсов
3. Олимпиада школьников «Ломоносов»
5. Онлайн Олимпиада для школьников
Сайт общероссийского общественного движения "Одарённые дети России"
Всероссийский портал дополнительного образования "Одарённые дети"
Работы известных психологов и исследователей о детской одаренности
В этом подразделе Вы можете познакомиться с работами известных психологов и исследователей о детской одаренности
- Е.А. Бушковская. Сравнительный анализ американских и российских тенденций в развитии одаренных школьников
- О.А. Панферова. Коучинг как инструмент поддержки педагога при работе с одаренными детьми
- Н.А. Панюкова. Развитие художественной одаренности дошкольников через использование нетрадиционных техник (песочная живопись)
- Г.Н. Пяткина. Взгляд на одаренных детей и детскую одаренность с позиции современных исследований
- Н.В. Сухарева. Современные подходы к проблеме одаренности
- В.И. Слинькова. Образовательные стратегии поддержки детской одаренности
- А.И. Савенков. Количественные и качественные характеристики содержания образования одаренных детей
- М.А. Червонный, А.А. Власова, Т.В. Швалева, Е.И. Цвенгер. Академическая мобильность школьников как фактор развития современного школьного образования: модель социального сопровождения интеллектуально одаренных детей
- А.И. Савенков. Содержание образования как фактор развития детской одаренности
- А.И. Савенков. Прогнозирование развития детской одаренности
- С.А. Холмовая. Способы выявления одаренных детей
- И.В. Александрова. Развивающая среда для работы с одаренными детьми на занятиях изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества
- А.А. Шолохова. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности
- Е.В. Козина. Интерактивное обучение как средство формирования социальной компетенции одаренных детей
- С.А. Смирнова. Программа повышения квалификации учителя, работающего с одаренными детьми
- Е.А. Морозова. К вопросу об этическом образовании и нравственном воспитании одаренных детей
- Г.К. Соколинская. Педагогическая поддержка одаренных детей
- С.В. Низова. Одаренный ребенок в дополнительном образовании - путь от элементарного к элитарному
- Т.В. Разумовская. Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми
- Т.Х. Дебердеева. Самосотворение: от понимания до мониторинга…
- И.А. Воронцова. Развитие предметных математических способностей учащихся в условиях профильного обучения - результат педагогического мастерства учителя
- Л.М. Белякова. От текста к культуре, как тексту
- Л.Ю. Ляшко, Т.В. Ляшко. Интеллектуально-творческий потенциал России
- Е.О. Федоровская. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребенка
- И.И. Тихомирова. Участие детских библиотек России в поиске и поддержке одаренных детей
- С.А. Смирнова. Штрихи к портрету "учителя дя одарённых"
- И.А. Марчукова. Экскурс в одарённость
- А.П. Суходимцева. Развитие одарённости школьников средствами педагогического проектирования
- В. В. Абраухова. Творческое развитие личности в учреждении доплнительного образования
- О.С. Васильева. Психологическая помощь в раскрытии одарённости детей
- Ж.Ю. Кара. Художественная одарённость и пути её развития
- Л.Ю. Ляшко, Т.В. Ляшко, Е.О. Федоровская. Развитие системы поддержки талантливых детей
- А.В. Литвинова. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся
- И.Н. Сухоплюева. Как подготовить школьника к участию в олимпиаде по английскому языку
- М.А. Лемешевская. Проблема выявления одаренных детей в школе
- В.В. Рыбалка. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы
- В.Г. Кремень. Энергия интеллекта как проявление одаренности
- Е.Е. Антонова. Теоретические подходы к построению структуры одаренности
- А.А. Дубасенюк. Стратегии обучения одаренных детей
- А.В. Вознюк. Одаренный ребенок и вредные привычки
- И.А. Ильницкая. «Рабочая концепция одаренности» (2003 г.) – фундаментальная основа подготовки педагогов к выявлению и развитию одаренности детей и подростков
- И.А. Ильницкая, Л.В. Остапенко. Развитие проблемного видения дошкольника в процессе проблемного обучения
- А.В. Яковина. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками
- А.В. Губанова. Модель педагогической поддержки социальным педагогом профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в воспитательном пространстве школы
- Рабочая концепция одаренности
- Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. Информационные технологии для одаренных
- Д.Б. Богоявленская. Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образовании
- Д.Б. Богоявленская. Одаренность: теория и практика
- Д.Б. Богоявленская. Ещё раз о понятии одаренность
- М.Е. Богоявленская. Природа «проблем» одаренных
- И.В. Кузина. Художественная публицистика XIX-XX веков. Программа элективного курса для одаренных детей
- А. Кулемзина. Отношения: одаренный ребенок — образовательная система
- С.М. Райс. Что такое обогащенное образование? Как создаются усовершенствованные школьные программы для одаренных детей
- А.И. Савенков. Концепция социального интеллекта
- А.И. Савенков, Л.М. Нарикбаева. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста
- Н.Ю. Синягина. Роль педагога в развитии одаренности младшего школьника