МКОУ " Садовая СОШ"
368048. Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с. Садовое, ул. Школьная 2
  • Школьная библиотека

    Пока жива библиотека – жив народ,

    умрёт она – умрёт наше прошлое и будущее.

    Дмитрий Лихачёв

    Школьная библиотека является центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека.

    Главной задачей школьной библиотеки   является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

    Задачи библиотеки:
    1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
    2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
    3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
    4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий – человек успешный».
    5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.

    НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

    1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
      2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
      3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики.
      4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

    1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
      2. Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся. 

    РЕЖИМ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ:

    с 8.00 ч.  до 16.00 ч.

    Выходной день – суббота, воскресенье

    Последний день месяца – санитарный день

     

    ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

    Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми

    1. Прочитанную  книгу не бросай, а аккуратно положи на стол
    2. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
    3. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.
    4. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
    5. Книги  сдавай вовремя, не позднее 14 дней.
    6. С книгами обращайся аккуратно.
    7. Уходя, обязательно попрощайся

    ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С КНИГОЙ

    1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.
    2. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
    3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
    4. Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
    5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
    6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
    7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
    8. С книгами обращайся аккуратно.

    ЧИТАТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:

    • соблюдать правила пользования библиотекой;
    • бережно относиться к произведениям печати, полученным из фондов библиотеки (т.е. не делать в них пометок, подчеркивании, не вырывать, не загибать страницы);
    • возвращать их в установленные сроки, не выносить из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
    • при получении произведений печати читатель должен тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки;
    • не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
    • соблюдать в библиотеке тишину и порядок работы, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки;
    • при выбытии из школы вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
    • личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки, выбывающие сотрудники школы отмечают в библиотеке свой обходной лист.
    • при утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же, либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными.
    • стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учебных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов.
    • при нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены административные санкции

    ДОКУМЕНТЫ УЧЁТА И КОНТРОЛЯ:

    – Книга суммарного учета основного фонда;

    – Инвентарные  книги;

    – Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

    – Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

    – Книга суммарного учета учебников;

    – Журнал выдачи учебников по классам;

    – Дневник работы школьной библиотеки;

    Папка с копиями накладных и счетов;

    – Акты списания.

     

    Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

    Учащиеся пользуются учебной литературой, имеют возможность посещать читальный зал, где готовятся к занятиям, собирают материал для рефератов и сообщений, читают энциклопедии и журналы.

    В течение года с учащимися проводятся библиотечно-библиографические занятия с целью – научить самостоятельно и правильно работать с книгой, периодическими изданиями, познакомить со справочной литературой и научить ею пользоваться.

    Историко-литературные даты – неотъемлемая часть библиотечной работы. Надежда Васильевна знакомит читателей с имеющимися изданиями по различным темам, регулярно меняет красочные выставки к юбилейным датам поэтов и писателей, к историческим датам, что привлекает внимание учащихся и учителей к деятельности  и фонду библиотеки.

    В библиотеке работает «Книжкина больница»

    Как и в больнице, главный врач – библиотекарь, а дети – медсестры и медбратья. Ребята с большим удовольствием «лечат» немало книжек. Дети научились заново подклеивать оторванные книжные странички, менять испорченную обложку, а где возможно, подклеить.

    Книга –  надежный, верный друг – всегда ждет Вас в школьной  библиотеке!

    ЭКСКУРСИЯ ПО БИБЛИОТЕКЕ

    Ежегодно проводится для первоклассников. Они знакомятся с библиотекой и правилами пользования книгой.

     

    ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ?

    Речевые трудности

    Ученик попал в замкнутый круг: его утомляет чтение длинных текстов, он понимает не все слова и выражения. Но для того чтобы решить эти проблемы, нужно больше читать. Подберите ему интересные тексты, небольшие по объёму и простые по содержанию, которые он мог бы читать вслух, пока вы занимаетесь домашними делами. Не будьте пассивным слушателем! Уточняйте значение слов, ненавязчиво задавайте вопросы по тексту, просите напомнить начало, ссылаясь на забывчивость. Продолжайте читать ребёнку перед сном, чтобы он чаще слышал образец правильного чтения.

     

    Скучные книжки

    Похоже, школьнику не попалась в руки книжка, от которой сложно оторваться. Помогите найти именно такую! Следуйте за интересами ребёнка. Возможно, такой книгой окажется детектив или справочник съедобных грибов – главное, чтобы проснулся интерес к чтению. Не ограничивайтесь школьной программой,  не заставляйте читать «обязательные» книжки, если ребёнку хочется что-то другое. Чем больше он будет читать, тем быстрее сформируется потребность в этом занятии. Когда минует период «запойного чтения», можно работать над литературным вкусом.

    Давление взрослых

    Обратите внимание, когда и каким тоном вы предлагаете читать. Не отрывайте школьника от игры или другого интересного занятия – дождитесь, пока он закончит. Воздержитесь от нравоучений и угроз, например: «Если не будешь много читать, с тобой будет не о чем разговаривать!» Постарайтесь создать вокруг чтения положительный эмоциональный фон. Отправьтесь вместе в книжный магазин и предложите выбрать книгу. Хвалите ребёнка каждый раз, когда видите, что он читает. Как бы трудно ни было уговаривать, не забывайте, что насильно мил не будешь. 

    ССЫЛКИ ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

    https://sh-open.rostobr.ru

    Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Министерство просвещения Российской федерации

    Федеральный портал “Российское образование”

    “Единое окно доступа к образовательным ресурсам”

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    Портал Призидентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина

     

    Мировая  цифровая библиотека

    https://academikstar.blogspot.com/2019/05/online-libraries-40-best-free-digital-libraries.html

    40 лучших бесплатных электронных библиотек

    https://www.wdl.org/ru/

    ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Национальная электронная библиотека

    https://rusneb.ru/

    Локальные акты, регламентирующие  работу библиотеки: 

    Мероприятия

    Прошедшие мероприятия
    Всероссийская неделя детской книги.

    Всероссийская неделя детской книги

    Ежегодно, по традиции, в предверии весенних школьных каникул, по всей стране проходит долгожданный, яркий и радостный праздник  Книжкиных именин!

    Всероссийская акция «Неделя детской книги – 2025: "История с продолжением"» посвященная  80-летию Победы в Великой Отечественной войны , приуроченная   Году защитника Отечества в Российской Федерации прошла  с  22 по 30 марта 2025 года и в МКОУ «Садовая СОШ»

    Всероссийская неделя детской книги – крупнейшее мероприятие по продвижению детской книги и старейшая отечественная просветительская акция. У неё долгая и богатая история. Уже более 80 лет прошло с тех пор, как впервые праздник детской книги – «Книжкины именины» – состоялся в Москве 26 марта 1943 года по инициативе Льва Кассиля.

    В самый разгар Великой Отечественной войны, чтобы отвлечь детей от страха и голода, писатель Лев Абрамович Кассиль организовал встречу ребят с их любимыми авторами. В 1943 году в Москве праздник «Книжкины именины» помог ребятам на время вернуть то беззаботное детство, которое у них отняла война. Уже на следующий год литературный праздник длился целую неделю и прошел во всех городах и селах страны. С того момента он стал называться «Неделя детской книги».

    Неделя детской книги - это добрая традиция, праздник читателей, писателей, библиотекарей и всех тех, кто с самых юных лет открыл для себя это чудо – книгу и не представляет себе жизни без неё.

    В  школе для учеников 4-5 классов в рамках ежегодной акции НДК прошел литературный час,приуроченный   к этому дню  «Дети- герои Великой Отечественной войны».

    Из поэтических строк школьники узнали, как все до единого граждане поднялись на защиту своей страны и какой ценой была достигнута эта Победа.

    Юные читатели узнали о  детях –героях..

    В завершении мероприятия юные читатели знакомились с книгами на выставке «О войне ».

    24 марта понедельник
    Конкурс эссе "Письмо солдату".

    Конкурс эссе "Письмо солдату"

    В рамках конкурса эссе  «Письмо солдату», посвященной  80-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, инициированной Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, который проходит   с 7 по 12 апреля 2025г приняли участие  и учащиеся 3,5,8 классов МКОУ «Садовая СОШ»

    Впервые Международный  конкурс детских эссе "Письмо солдату" был проведен в 2017 году по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», а сегодня он стал уже доброй традицией.

         Проект нацелен на сохранение памяти о Великой Отечественной войне в детской и молодежной среде, чтобы еще раз вспомнить о страницах нашей истории, сохранить память о солдатах минувших войн, об их славных подвигах и грандиозных победах, о силе и воле нашего великого народа, а также поддержать тех молодых ребят, которые сегодня несут свою нелегкую, но очень важную для страны службу по защите Отечества.

         «Письмо солдату» - это размышления детей в форме письма солдату любой исторической эпохи (солдаты Отечественной войны 1812 года, солдаты Великой Отечественной войны, военнослужащие Российской армии в горячих точках и т.д.) о Родине, о ценностях, которые нужно защищать и отстаивать, о военных конфликтах, о мире, о том, что волнует детей в современной истории России. Это могут быть пожелания, напутствия военнослужащим, проходящим службу в горячих точках, рассказы о воинской традиции в своей семье, рассуждения о защите Отечества.
         Участие в подобном конкурсе  позволяет  учащимся порадовать  солдат весточкой с малой родины.

    08 апреля вторник
    Конкурс чтецов "Твой подвиг не забыт"..

    Конкурс чтецов "Твой подвиг не забыт".

    В рамках месячника посвященном Году защитника Отечества и 80-летию Победы 11 апреля в  МКОУ «Садовая СОШ» прошёл конкурс чтецов "Твой подвиг не забыт".

    Учащиеся приняли участие в конкурсе и  подготовили проникновенные стихотворения о войне, о героизме советских солдат, о мире и надежде. Выразительно и проникновенно звучали стихи о мужестве, доблести, подвиге защитников Отечества. В выбранных произведениях ребята старались передать своё понимание текста, отношение к тем грозным событиям, проникнуть в сердца слушателей. 

    Юные чтецы продемонстрировали не только отличное знание текстов, но и прочувствовали каждую строчку, передали эмоции и переживания поэтов. Выступления чтецов произвели яркое впечатление на слушателей  и тронули сердца зрителей .

    Мы поздравляем всех участников с успешным выступлением! Независимо от занятых мест, каждый из них – уже победитель, ведь они сохраняют память о подвиге нашего народа и чтят историю своей страны. Особая благодарность родителям за помощь в подготовке детей к конкурсу.

    Вместе мы делаем вклад в воспитание патриотизма и любви к Родине в наших юных сердцах. Победа – это не только славный день в истории, но и символ единства и силы духа, который мы должны передать будущим поколениям. Участие в конкурсе принимали учащиеся 5 класса.

    Победителями стали учащиеся :

    1 место – Толибова Ф;

    2место  - Исагаджиева Ф;

    3место – Шарапутдинова Ф.

    Все участники были  отмечены грамотами за активное участие в данном мероприятии.

    Огромная благодарность участникам конкурса!

    11 апреля пятница
    XVI Международная акция «Читаем детям о Великой Отечественной войне»..

    XVI Международная акция «Читаем детям о Великой Отечественной войне».

    В МКОУ «Садовая СОШ» 12 мая 2025 года прошла XVI Международная акция «Читаем детям о Великой Отечественной войне».

    Акция была приурочена ко Дню Победы. К участию были  приглашены учащиеся 7 класса. В рамках мероприятия юные читатели познакомились с произведениями о Великой Отечественной войне через громкие чтения. В этот день   детям были  прочитаны  вслух лучшие литературные художественные произведения о Великой Отечественной войне. Мероприятие в рамках акции включала в себя обращение к слушателям, чтение произведения и обсуждение с детьми прочитанного. Был сделан обзор книг о Великой Отечественной войне.

    Эти произведения повествуют о героизме и стойкости нашего народа в тяжелые времена. Для чтения  и обсуждения учащимся  предлагалось  совершить литературное путешествие по страницам одной очень интересной книги Елены Ильиной «Четвертая высота»и окунуться в тот тяжёлый период в истории нашей великой страны и посмотреть на происходящее глазами героев.

    12 мая понедельник

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике